Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 27.04.2024, 15:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "СОШ № 22 имени Героя Советского Союза И. Я. Филько"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Наш опрос
Оцените нас
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Методические рекомендации ЕГЭ по английскому языку

Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций

Курского муниципального округа по организации образовательной деятельности в 2021/2022 учебном году

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512.

Целью единого государственного экзамена по иностранным языкам является определение уровня иноязычной коммуникативной компетенции экзаменуемых. Основное внимание при этом уделяется речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письме, говорении, а также в языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам. Социокультурные знания и умения проверяются опосредованно в разделах «Аудирование», «Чтение» и являются одним из объектов измерения в разделе «Письмо» и в устной части экзамена; компенсаторные умения проверяются опосредованно в разделе «Письмо» и в устной части экзамена.

КИМ ЕГЭ по иностранным языкам содержат письменную и устную части. Письменная часть, в свою очередь, включает в себя четыре раздела: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо». При этом следует иметь в виду, что, хотя разделы «Аудирование», «Чтение», «Письмо» и устная часть экзамена имеют в качестве объектов контроля умения в соответствующих видах речевой деятельности, эти умения обеспечиваются необходимым уровнем развития языковой компетенции экзаменуемых.

Успешное выполнение заданий на контроль рецептивных видов речевой деятельности обеспечивается знанием лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций и навыками их узнавания/распознавания.

Задания раздела «Письмо» и устной части экзамена требуют от экзаменуемого, помимо этих знаний, навыков оперирования лексическими единицами и грамматическими структурами в коммуникативно-значимом контексте.

Орфографические навыки являются объектом контроля в заданиях 19–31 раздела «Грамматика и лексика», а также в заданиях 39, 40 раздела «Письмо».

    В 2020-2021 учебном году ЕГЭ по английскому языку сдавали восемь обучающихся Курского муниципального округа (СОШ № 1 – 2 участника, СОШ № 2 – 2 участника, СОШ № 13 – 1 участник, СОШ № 17 – 3 участника).

Средний балл по английскому языку в 2021 году в Курском муниципальном округе составил 71 балл.

Необходимо отметить, что участников ЕГЭ по иностранному языку, не преодолевших минимальный порог в 22 балла, нет.

Более 80 баллов смогли набрать трое обучающихся, что составило 37,5 % от общего числа участников ЕГЭ по предмету.

   Анализ результатов выполнения однотипных заданий в ходе проведения различных оценочных процедур позволяет выявить типичные затруднения обучающихся и дать рекомендации по их устранению.

Раздел «Аудирование»

В целом обучающиеся успешно справляются с заданиями по аудированию. Наиболее сложными являются задания по аудированию высокого уровня сложности. Особенность выполнения данного задания заключается в том, что довольно часто в записи звучит информация из всех трех предложенных ответов на вопрос задания. Тут важно услышать, в каком именно контексте употребляется прозвучавшая информация и понять, соответствует ли она установке, поэтому необходимо совершенствование навыков употребления слов и словосочетаний в контексте, фразовых глаголов, употребления видовременных форм, форм пассивного залога и согласования времен. При подготовке к выполнению заданий по аудированию необходимо развивать навыки восприятия речи на слух с самого начального этапа обучения иностранному языку. Необходима постоянная работа с аудио и видео носителями, с последующим обсуждением прослушанного материала и выполнение различных заданий на проверку понимания услышанного.

При подготовке обучаемых к выполнению данного задания следует обратить особое внимание на формирование умения определять основную идею текста с помощью разнообразных приемов и формулировать ее на основе контекста. Перед прослушиванием аудиозаписи целесообразно ознакомиться с предложенными утверждениями и определить их основную идею. Экзаменуемый должен владеть синонимичным рядом, чтобы извлечь нужную информацию и отбросить лишнюю.

Раздел «Чтение»

Учащиеся демонстрируют удовлетворительные результаты при выполнении заданий из раздела «Чтение». Однако, отдельные группы заданий по-прежнему вызывают трудности. Наиболее сложными для участников экзамена традиционно являются задания 12–18. Это задания высокого уровня сложности, выполнение которых требует, как более высокого уровня владения английским языком, так и применения когнитивных способностей.

При подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» рекомендуется:

· читать тексты разных жанров (художественную литературу, научно-популярную и т.д.);

·развивать механизмы чтения: кратковременную и долговременную память, вероятностное прогнозирование, осмысление, механизмы эквивалентных замен;

· применять разные виды чтения и приемы работы с аутентичными текстами;

· не обращаться часто к словарю, а пробовать догадаться о значении слова по контексту или аффиксам;

· фиксировать основные мысли по мере чтения текста с помощью ключевых слов, рисунков, коллажа, таблицы и т.д.;

· читать текст быстро, обращая внимание на отрицания, которые могут быть выражены как грамматически, так и лексически: отрицания играют большую роль в понимании смысла текста, и невнимание к ним может привести к ошибкам;

· читать только первые фразы каждого абзаца, поскольку они дают общее представление о содержании текста, и определять основную идею каждого абзаца;

  • читать только последнюю фразу каждого абзаца и определять, помогает ли она спрогнозировать содержание следующего абзаца;

· прочитав текст, составить план, отражающий его содержание;

· прочитав текст, мысленно восстановить основную информацию в памяти;

· обращать внимание на мелкие детали, так как неверные ответы могут содержать иную грамматическую форму или незначительно измененную информацию в тексте;

· до чтения разобрать задание; обсудить, с какими трудностями можно в нем столкнуться; после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать.

Раздел «Грамматика и лексика»

Традиционно, особые затруднения у учащихся вызывают лексико-грамматические задания. Особую сложность представляют задания на видовременные формы глаголов, залоги, а также задания на лексическую сочетаемость.

При подготовке к выполнению данных заданий необходимо выполнение большого количества тренировочных упражнений, направленных на проверку освоения той или иной лексико-грамматической структуры и сравнения нескольких. Также целесообразно развивать навыки обратного перевода (с русского на английский); расширять активный и потенциальный словарь, развивать языковую догадку (умение выводить значение слова из контекста, из морфологической структуры слова, по аналогии с родным языком); обращать внимание на правильность использования лексики с точки зрения сочетаемости и грамматического окружения; изучать и использовать наиболее частотные фразовые глаголы в письменном контексте и в устной речи. На экзамене в данном разделе лучше записать ответ полностью, например: donotknow.

Раздел «Письмо»

Несмотря на то, что с выполнением письма личного характера учащиеся справляются весьма успешно, некоторые из них до сих пор не знакомы с форматом письма, не знают о нормах вежливости, правильном оформлении адреса и подписи.

Особенно отмечается хорошая динамика в овладении оформлением личного письма согласно нормам страны изучаемого языка, соблюдении деления на абзацы, употреблении средств логической связи. К недостаткам относится то, что иногда экзаменуемые не учитывают нюансы запрашиваемой информации. Обучающиеся не учитывают информацию, которая дана в последнем предложении письма-стимула, задают вопросы, ответ на которые уже есть в тексте или задают вопросы, которые не всегда отображают поставленную коммуникативную задачу.

Наибольшую сложность для выпускников представляет письменное высказывание с элементами рассуждения, которое является заданием высокого уровня сложности и требует хорошо развитых как предметных, так и метапредметных умений и навыков. Еще раз нужно напомнить обучающимся о необходимости строгого следования предложенной теме и плану. Так, в основной части нужно сначала высказать свое мнение и аргументировать его; затем представить другую точку зрения и объяснить, свое несогласие. Приводя контраргументы, отстаивая свою точку зрения, желательно выражать свое мнение не теми же словами, что раньше, а использовать перифраз, синонимию. В заключительном абзаце еще раз указать на проблемный характер темы, показать способность видеть и другие точки зрения.

Рекомендуется в процессе обучения уделять особое внимание организации самостоятельной работы обучающихся, так как обычно написание ответов на задания, подобные заданиям 39 и 40 ЕГЭ, выносится на домашнюю работу без последующего обсуждения в классе. Для того чтобы облегчить домашнюю работу обучающихся, целесообразно разработать для них памятки которые облегчат им выполнение заданий. В памятку можно включить рекомендации по выполнению заданий 39 и 40 и листы самопроверки ответов на эти задания.

Раздел «Говорение»

Достаточно успешно участники экзаменов справляются с устной частью экзамена, что говорит о сформированном навыке ситуативного общения, высказывания своей позиции, сравнения, запроса необходимой информации, что является важнейшим навыком в условиях ситуаций, где необходимо решить определенные коммуникативные задачи.

В задании 1 всё ещё остаётся в зоне особой трудности интонация. Так, наблюдаются нарушения в расстановке пауз, фразового ударения, в использовании нисходящего тона.

Рекомендуется регулярно выполнять на уроках тренировочные задания на чтение вслух, давать обучающимся задания на отработку ритма, на перечисление однородных членов предложений, проговаривать скороговорки для отработки сложных для произношения звуков и их сочетаний, а также для соблюдения ритма. Следует напомнить обучающимся, что значащие части речи ударные, служебные части речи обычно не несут ударения и интонация вопроса зависит от типа вопроса. Необходимо научить обучающихся читать текст вслух за диктором, вместе с диктором, после диктора, обращая внимание на слитность и беглость речи.

Средний процент выполнения задания 2 в целом хороший — 92,5. Однако у участников ЕГЭ 2021 г. отмечены те же типичные ошибки, способные привести к сбою коммуникации в ситуации реального общения, подробно проанализированные в методических рекомендациях для учителей по результатам ЕГЭ прошлых лет, а именно участники ЕГЭ:

■ неправильно трактуют опорные слова, в результате которых поставленные вопросы не отвечают по смыслу коммуникативной задаче;

■ при построении вопроса в качестве подлежащего употребляют слово ‘THEY’ вместо “YOU”, т.е. нарушают коммуникативную ситуацию — вопросы задаются непосредственно интересующей говорящего организации;

■ используют фразы “What about…” и “Tell me about…” вместо прямого вопроса;

■ несколько раз произносят один и тот же вопрос с разными грамматическими

структурами (оценивается только последний);

■ не соблюдают грамматических правил при построении прямых вопросов;

■ в первом вопросе сразу же используют местоимение “it” вместо названия предмета или объекта, о котором спрашивают, поэтому непонятно, о чём идёт речь;

■ задают бессмысленные вопросы Where is the location? Where is the location situated?

How long are the opening hours? How much does the price cost? и т.п.

Рекомендуется на уроках повторить с обучающимися правила образования общих и специальных вопросов, обращая внимание на порядок слов в вопросительном предложении и вопросительные слова, а также на их интонацию. В процессе обучения следует уделять больше внимания

спонтанной речи, выполнению продуктивных заданий, работе в парах и малых группах.

Задание 3 является заданием базового уровня сложности. Задача экзаменуемого — создать монологическое тематическое высказывание с опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию (одну фотографию, выбранную из трёх предложенных). Данное задание проверяет умение строить высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения. Средний процент выполнения задания 3 — 76,7%.

Рекомендуется на уроках при обучении созданию монолога строго соблюдать предложенный в задании план. Следование плану помогает не упустить ни один из требуемых аспектов содержания, раскрыть их полно и точно, логично выстроить высказывание. Во время подготовки к выстраиванию ответа на задание 3 необходимо активизировать лексику для описания внешности и одежды человека, его настроения, природы на фото и т.д.

Для описания действий рекомендуется использовать предложения с Present Continuous Tense. Для того чтобы подчеркнуть характер описания в создаваемом монологе, целесообразно использовать следующие речевые клише: in the picturein the background (foreground), to the left/right ofin the centrenext/close to и т.д.

Задание 4 является заданием высокого уровня сложности. Экзаменуемые должны сравнить две фотографии по предложенному плану. Для этого требуются как развитые предметные, так и метапредметные умения, например, рассуждать, сравнивать, сопоставлять, осуществлять поиск общих и отличительных черт в двух фотографиях, объяснять свою точку зрения.

Это задание сложное с точки зрения и востребованного лексического запаса, и большого диапазона грамматических средств. В этом задании также проверяется умение строить высказывание в заданном объёме в соответствии с поставленной  коммуникативной задачей.

В целом результаты выполнения данного задания неплохие, средний процент его выполнения — 55,3%.

Рекомендуется при подготовке к выполнению задания 4 обратить внимание обучающихся на то, что сходства и различия должны быть связанными с пунктом 4 плана, т.е. темой, на основе которой проводится сравнение фотографий. Если речь идёт о разных увлечениях (например, спорт и танцы), то мало указать, что на одном фото изображена девочка, а на другом — мальчик, надо сделать какие-либо обобщения, касающиеся характера этих увлечений.

Анализ выполнения заданий устной части позволяет отметить, что введение устной части экзамена дало возможность проверить все виды речевой деятельности и на основании результатов более точно установить уровень иноязычной коммуникативной компетенции выпускников.

Необходимо в процессе обучения иностранным языкам уделять на уроках больше внимания спонтанной речи. Важно развивать данные умения на основе как вербальных, так и зрительных опор. Необходимо приучить обучающихся записывать свою речь на электронный носитель, чтобы не бояться записи, контролировать качество речи, следить за временем выполнения заданий и, самое главное, осуществлять самоанализ выполнения заданий устной части для выявления и корректировки ошибок. Открытый банк ЕГЭ, размещённый на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даёт возможность познакомиться с заданиями раздела «Говорение» и потренироваться в их выполнении.

Подводя итоги анализу результатов ЕГЭ 2021 г. по иностранным языкам, важно отметить, что они опосредованно отражают систему обучения иностранным языкам в школах, сигнализируя о её достоинствах и недостатках. Очевидно, что необходимо совершенствовать процесс обучения иностранным языкам в школе, перестроить его в свете новых исследований в области методики и лингвистики, появления новых современных технологий и, самое главное, перехода от требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам 2004 г. на требования Федерального государственного образовательного стандарта. Этот переход означает внимание к метапредметным умениям и универсальным учебным действиям, межпредметным связям,

большую практико-ориентированность и более выраженный деятельностный характер процесса обучения.

На уроке обучающиеся должны осваивать наряду с новыми предметными знаниями, умениями и навыками универсальные учебные действия, а также разные способы решения коммуникативных задач. Важно уделять больше внимания индивидуализации заданий, внедрять индивидуальные траектории обучения, развивать предметные, метапредметные и личностные умения.

Подготовка к ЕГЭ не должна превращаться в самоцель, надо повышать эффективность обучения иностранным языкам на основе коммуникативно-когнитивного подхода, что позволит улучшить результаты выполнения заданий всех разделов ЕГЭ по иностранным языкам.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930