Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Сухова Наталья Викторовнаучитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Педагогический стаж работы - 42 года Аттестация - 22.10.2020г. Курсовая переподготовка
подробнее на сайте учителя >> http://viktorovna.26318-s-760.edusite.ru/ РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества. Вместе с этим источником враждебности между людьми становятся культурные различия, имеет место быть конфликтность на межнациональной почве. К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение детей все чаще проникает и в школу. Нацизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в детской среде. Потому формирование готовности быть толерантной личностью особенно актуально в работе педагога. В связи с этим возникает социальная потребность в формировании поликультурной личности, сочетающей в себе этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межкультурному диалогу. Проблема поликультурного воспитания как аспекта педагогической деятельности, являющегося одним из приоритетных направлений научного поиска и практической реализации, ориентированной на социализацию личности в многонациональной среде, остается еще не решенной. Перед образованием выдвигается сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Педагогам следует научиться своих учеников осмысливать социальные процессы, анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать в них общее и различное (специфичное). Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на межнациональной почве. И только при этих условиях возможна выработка собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями других народов. Следовательно, основным направлением деятельности педагога в формировании поликультурной личности является социализация школьника, способной сочетать в себе национальное достоинство с равносубъектным общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп. Важное место в формировании такой личности занимает приобщение школьников к прогрессивным национальным традициям и обычаям других народов. Ориентация на освоение, сохранение и приобщение к этнической культуре молодого поколения предполагает использование адекватных этой культуре методов убеждения, эмпатии, стимулирования, мотивации, внушения и форм работы: дискуссии, ролевых и деловых игр, тренингов, анализа и обсуждения ситуаций, уже доказавших свою эффективность и нашедших признание в педагогической практике. Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. В своей работе как классный руководитель, стараюсь создавать гармоничную поликультурную среду в своих классах используя следующие воспитательные технологии:
.Эти эффективные технологии воспитания и развития учащегося, основанные на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях, безусловно, необходимы и организации поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для обеспечения ребенку адекватного восприятия своей национальности и формирования у него позитивного отношения к представителям других национальностей, развития межкультурной компетентности. К ним мы относим следующие: - обогащение кругозора школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов; - создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам; - включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации. Содержание социально-педагогической работы в полиэтнической среде по формированию поликультурной личности должно строиться вокруг ориентиров: - социокультурной идентификации личности; - освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; - формирования и развития в духе общенациональных, духовных ценностей; - развития навыков межкультурного общения; - воспитания положительного отношения к культурному окружению. Таким образом, целенаправленная и систематическая работа классного руководителя, направленная на формирование поликультурной личности, адаптированной для жизнедеятельности в социокультурной среде способна привести не только к активному освоению культуры разных народов, но и побудить учащихся к принятию других культур и способствовать развитию дружеских отношений между детьми разных национальностей, их взаимодействию. Считаю, что цель поликультурного воспитания - способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется: ·Толерантность взглядов, суждений, людей; ·Признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; ·Равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан; ·Эффективным участием всех и каждого в принятии всех решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества; ·Справедливостью для всех и каждого; ·Свободой выбора; ·Уважением решений большинства и защитой прав меньшинства; ·Уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей. Поликультурное воспитание исходит из идеи, что все школьники, независимо от этнического происхождения, родовой и половой идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Оно признает уникальность каждой культурной группы в школе и признает те из них, которые носят конструктивный социальный характер, и отвергает авторитарность, навязывание ценностей, насилие над учеником. Поликультурное воспитание - способ противостоять предубеждениям, предвзятости, ненависти, основанной на культурных различиях. Это есть педагогическая попытка помочь учащимся понять свою культуру, роль обобщений и стереотипов в коммуникации между различными культурами, осознать свое «Я». Демократия и культура не передаются по наследству через гены: им учатся. Опыт демократической жизни в культурном многообразии приобретается с годами, поэтому нельзя ожидать, что ученик станет поликультурным в одночасье. Воспитание поликультурной личности, как и воспитание в целом, целенаправленный и планомерный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника. Становление человека - длительный перманентный процесс, ибо сама культура не стоит на месте, она эволюционирует. Рыночная экономика изменила стиль жизни людей, авторитарная система сменилась на демократическую, трансформировались взгляды на политическое инакомыслие и религию. Миллионы людей ищут свою этническую, религиозную и культурную идентичность. Поликультурное воспитание исходит из фундаментального методического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура, как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, арго, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков, веры, только она, культура - разная, не похожая одна на другую, имеющая свои достоинства и недостатки, плюсы и минусы, сильные и слабые стороны. В наше время, когда школа является едва ли не единственным общественным институтом, реально занимающимся воспитанием подрастающего поколения, очень важным является появление и усовершенствование предметов эстетического цикла: литературы, МХК, музыки, изобразительного искусства и т.д. Так как именно эти предметы помогают формировать активного субъекта общества, формировать отношение к тем или иным процессам, происходящим в мире, формировать гражданскую позицию. Целью таких предметов является - воспитание личности. Внешкольные же мероприятия несут в себе яркие педагогические условия и возможности по формированию поликультурного мировоззрения учащихся. Они ненавязчиво приобщают учащихся к толерантности и поликультурному воспитанию, т.к. ребенок сам проявляет активность, участвует, и готовится к мероприятию, испытывает духовное наслаждение от активного или пассивного участия в мероприятиях. Во внешкольном мероприятии большую роль играет то, что ребенок переживает, остро ощущает все происходящее. Во внеклассных мероприятиях использую разные формы: подвижные, настольные, коллективные игры, концерты и праздники, беседы и дискуссии. Проведение таких мероприятий воздействуют на детей опосредованно, они открыты к восприятию. Таким образом, внеклассные и внешкольные мероприятия обладают большими воспитательными возможностями, т.к. учащиеся открыто воспринимают данные виды деятельности, испытывают наслаждение, переживают и надолго запоминают такие формы работы. Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка. Для подростков характерны перепады, вызывающие быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. В подростковом возрасте эмоциональный фон становиться неровным, нестабильным. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории. Они стремятся к взрослой жизни и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы). Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Подростковый «кодекс» товарищества интернационален. Все эти возрастные особенности следует учитывать классному руководителю при составлении внешкольных мероприятий по формированию поликультурного мировоззрения у подростков. Подготавливая и проводя данные мероприятия, надо пользоваться интернациональным стилем подросткового межличностного общения (на уровне сверстников), их стремлением к познанию нового, ведь всё это влияет на становление поликультурного мировоззрения учащихся. Проблема формирования поликультурного мировоззрения учащихся средней школы является чрезвычайно актуальной, считаю, что надо продолжать и углублять работу по привитию толерантного отношения и необходимого уровня знаний не только ребятам, но и родителям. Работу провожу в форме: бесед, диспутов, чтения художественной литературы, экскурсий, игр, викторин, соревнований и т.д. .Основной воспитательной задачей своей воспитательной работы считаю задачу – по раскрытию детям содержания используемых понятий: толерантность, поликультурность. В своей работе стараюсь помочь воспитанникам понять гуманную сущность русского народа; сохранить преемственность между начальной школой, изучающей русскую традиционную культуру и старшей, с поликультурным мышлением и толерантным отношением. Формируя у детей поликультурное мировоззрение, мы редко обращают внимание на традиции и обычаи русского народа, на их гуманную сущность, для чего они были приняты народом и используются, по сей день. Это приводит к тому, что дети бессмысленно запоминают и используют те или иные средства различных культур, а некоторые забывают, не востребовав. Как классный руководитель, проблему формирования поликультурного мировоззрения обязательно связываю с историей тех или других праздников, например: День Вежливости, Дни культурно-исторического наследия, международные праздники. Считаю, что если ребятам помочь в становлении их личности, они вырастут толерантными, активными, интересными людьми, которые уважают себя и других, способными к творчеству и развитию общественной культуры. Одной из задач классного руководителя является работа с семьёй учащихся, по проблеме формированию поликультурного мировоззрения, с указанием соответствующих консультаций, конференций, родительских собраний. Таким образом, можно сделать вывод, что поликультурное воспитание исходит из идеи, что все школьники, независимо от этнического происхождения и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. |
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|